Авторский курс по психологической колоде ГЕРМАНА ХЕЙНДЛЯ

Этот курс рассчитан на людей, имеющих базовую подготовку по Таро. Общая продолжительность курса — 12 часов.

Курс проводит Евгений Колесов

КОЛОДА ГЕРМАНА ХЕЙНДЛЯ

Впервые опубликованная в 1988 году, эта колода соединила в себе принципы каббалистического Таро и Арманического футарка. Плюс к этому Герман Хейндль (не он первый, не он и последний) попытался объединить Младшие Арканы с 64 гексаграммами книги Ицзин. Если Арманический футарк более или менее четко накладывается на 22 Старших Аркана, то гексаграммы Ицзин распределяются между картами Младших Арканов скорее условно.

К 18 рунам Арманического футарка Хейндль добавил еще четыре, чтобы заполнить оставшиеся места в ряду Старших Арканов: три (Wynn, Othal и Peorth) взяты из классического футарка, а четвертую («Вселенная») он придумал сам. Таким образом и Арманические руны, и Старшие Арканы обрели новый смысл, обогащая и глубже раскрывая друг друга.

Колода построена по кроулианскому (каббалистическому) типу. В фигурных картах соблюдена структура тетраграммы: две пары «мальчик-девочка» – Король-Королева, Принц-Принцесса, названия Старших и Младших Арканов также даны почти точно по Кроули. Согласно неокаббалистической (кроулианской) традиции, Королева считается старше Короля, который поэтому называется Рыцарь, однако уже Кроули находил это неудобным, потому что от этого разрушается гармония тетраграммы, поэтому и мы будем рассматривать фигурные карты в каббалистическом порядке: Король-Королева-Принц-Принцесса.

Хейндль не принял лишь кроулианской перестановки VIII и XI Арканов: Сила в колоде Хейндля находится на восьмом месте, а Справедливость – на одиннадцатом. Точно так же он вернул букву h Аркану Императора (IV), а букву x – Аркану Звезды (XVII), очевидно полагая, что Кроули – это все-таки ХХ век, а подлинная каббалистическая традиция сложилась много раньше.

Прямые и перевернутые карты в раскладах колоды Хейндля не различаются. В них, как и при работе с колодой Кроули, главную роль играют позиция карты и ее окружение. Белой карты в этой колоде тоже нет.

Вопросы этой колоде можно задавать любые; другое дело, что отвечать на них она будет по-своему. Несколько упрощая ситуацию, можно сказать, что ее ответы представляют собой притчи, для проникновения в смысл которых придется подумать. Возможно, смысл будет понят не сразу. Поэтому обывателей, пришедших узнать, «вернут ли мне деньги» или «когда я выйду замуж», эти ответы разочаруют. Но человеку думающему – помогут.

Старшие Арканы

У Старших Арканов колоды Хейндля нет (или почти нет) практических, бытовых значений. Точнее, конечно, его можно из них вывести, но они предназначены не для этого. Они ставят перед человеком важнейшие вопросы бытия: кто я? зачем я живу? что я призван совершить на этой Земле?

Старшие Арканы этой колоды тесно связаны с рунами, причем не простыми, а арманическими. Арманические руны (Futharc Armanicum) были открыты австрийцем Гвидо фон Листом (1848-1919) в начале ХХ века. Этот футарк лег в основу современных разработок рунической магии, философии, терапии и гадания. Эти руны тоже предназначены для анализа самых сложных, "тончайших волокон души" (П. Флоренский), а не для ответа на бытовые вопросы.

Шут (0), руна Винн (классическая)

Каббалистическое соответствие: Соответствует первой букве алфавита, названной Алеф. В счислении означает 1, а с двумя точками наверху - 1000. По произношению выражает собою то тонкое дыхание, которое образует каждый вообще гласный звук. На этом основании она часто оказывается лишь орфографическим знаком придыхания того или другого предшествующего ей в слове гласного звука.

Астрологическое соответствие: Уран

Органы тела: иммунная система возм.

Нарушения: подверженность эпидемиям, герпес, СПИД

Аффирмация: Я раскрываю в себе божественную силу.

Человек в одежде Шута, в колпаке с бубенчиками, и вокруг него тоже бубенчики, выглядящие на расстоянии как иные миры. На заднем плане – лебедь, символ надежды и ожидания чуда. Человек – это ящик Пандоры, изначально наполненный дарами богов, говорит эта карта. Но лишь от него самого зависит, сумеет ли он сохранить эти дары или потеряет их. Самый важный дар – это надежда, оставшаяся, по легенде, в сказочном ящике, когда остальное его содержимое исчезло. Ты можешь все, говорит эта карта. Ты можешь использовать свои дары "по полной программе" и стать тем, кем мечтал, а можешь и растратить их понапрасну, так и не став никем. Но, как бы то ни было, ты не должен отдавать последнее: надежду. Потеряешь ее – и ты погиб. Сохранишь ее – и спасешься.

Мантические значения руны ВИНН: Она указывает на человека необычной судьбы, пережившего откровение или прошедшего посвящение, независимо, желал ли он сам того или нет. Часто такой человек живет в тысячах километрах от места, где родился, и достигает больших успехов как в профессии, так и в личной жизни.

Негативный аспект: "отвязанность", неприкаянность, необязательность, неумение ладить с людьми. Возможно участие в экстремистских действиях.

Фигурные Арканы

Четыре масти фигурных Арканов у Хейндля посвящены не только четырем стихиям тетраграммы – огонь, вода, воздух, земля, – но и четырем культурным ареалам.

ареал румб масть стихия буква
Индия Восток Жезлы огонь Йод
Европа Север Кубки вода Хе
Египет Юг Мечи воздух Вау
Америка Запад Диски земля Хе

Младшие карты, от Туза до Десятки, никак к указанным культурам не привязаны, поэтому мы и рассматриваем Фигурные Арканы как отдельную группу карт.

Жезлы: ИНДИЯ

Отец Жезлов на Востоке (Рыцарь Жезлов) – Брахма.

Бог-Творец. Абсолют, душа мира, божество мужского пола ( yod, мужская буква), образующее триединство с Вишну и Шивой. Изображается с 4 головами и 4 руками. Родоначальник богов и людей; «Великий Отец, которого индусы зовут Б., а другие народы к этому слову прибавляют букву А…» (т.е. А-Брам, Авраам – В. Запрягаев). В раскладе значение кроулианское: раз эта карта тебе выпала, значит, ты Творец. От тебя зависит, что ты сделаешь со своим намеченным планом, со своим состоянием, со своей жизнью. Впрочем, ты можешь обратиться за помощью и советом к высшим силам, в том числе и к тому же Брахме, или к Абсолюту как к единому космическому первоначалу.

Мать Жезлов на Востоке (Королева Жезлов) – Кали («Черная»).

Она же Дурга и Парвати. Супруга Шивы. В шиваизме – добрая, щедрая богиня, в Бенгалии и Южной Индии – кровожадная богиня с ожерельем из черепов, с дубиной, шкурой пантеры вместо плаща и змеей вместо пояса. Управительница холеры и эпидемий. В древности ей приносились и человеческие жертвы.

Лунный серп у нее на голове – символ многозначности любой женской сущности, то есть она ни плохая и ни хорошая, а всё вместе (мужские божества, как правило, однозначны), а рожает она божество света, в данном случае Кришну.

В раскладе ее значение лишь косвенно соприкасается к кроулианской «магической женщиной»: пантера здесь не сидит у ее ног, а убита и присутствует в виде шкуры, и жертвы обязательны, чего Кроули не терпел и всегда отвергал.

Эта карта выпадает тем, кто решился на «кровавый развод», то есть выход из затянувшейся ситуации через кровь, обиду и боль. Что вообще-то для индийского мировоззрения не характерно, ибо жертвовали богине Кали издревле самые безобидные вещи – черепки, тряпки, монетки…

Сын Жезлов на Востоке (Принц Жезлов) – Кришна.

Аватара (воплощение) Вишну, защитник, но и губитель, Аполлон-Аполлион, наподобие Локи в скандинавской мифологии. В принципе можно сказать, что современные кришнаиты поклоняются Локи. Это очищение через разрушение отживших структур.

Кришна темнолик (цвет кожи у него темно-синий или фиолетовый, аналог Сатурна-Шани) и знает, что ему не спастись от рока простыми человеческими средствами. Поэтому он обычно уходит от конфликтов и исчезает, чтобы когда-нибудь потом найти обидчика и отомстить ему. Обид он не забывает. (Иллюстрация к понятию «моментальной кармы» у Лазарева).

Двуликий Кришна-Локи, «ночеликий», как писал греческий поэт Яннис Рицос (применительно к Аиду, богу подземного царства, похитившему Персефону), в жизни – роковой тип, соблазнитель, обманщик и аферист, однако ничего от этого не выигрывающий. Дон Жуан, покаранный каменным гостем. Вот вам и значение этой карты в раскладе.

Дочь Жезлов на Востоке (Принцесса Жезлов) – Радха.

По легенде считается, что она была воплощением Лакшми, супруги Вишну. Отсюда, раз Кришна сам был воплощением Вишну, значит, и его возлюбленная должна была ему соответствовать на божественном уровне. Бытовая же история была такая: однажды Кришна вышел на луг и увидел пастушек, и одна из них ему очень понравилась. Это и была Радха.

По Кроули, «Дочь Жезлов на Востоке» – это шанс найти работу, какое-то дело, которое придется тебе по душе. По Хейндлю, это шанс самораскрытия, саморазвития через женщину, пробуждение творческого начала, импульс, толчок к чему-то новому.

Младшие Арканы

Младшие Арканы Германа Хейндля воспроизводят толкования Кроули, только символика здесь иная. Если рисунки Фриды Гаррис (колода Кроули) содержат хотя бы минимальные каббалистические комментарии, то Хейндль обошелся без них: каждый рисунок, вполне в духе наступающей эры Водолея, предоставляет гадателю полную свободу толкования.

Правда, сильно зависящую от тезауруса толкователя – что, впрочем, опять-таки соответствует требованиям эры Водолея. Это значит, что чем больше гадатель знал раньше, тем лучше он сумеет понять смысл карты. Не надо ему разжевывать все, пусть сам попробует, и лучше получится. Ну вот, попробуем и мы немножко пополнить наш тезаурус, чтобы разобраться в этих картах.

Тузы Хейндль так и не смог интегрировать в порядок мастей, хотя ему явно этого хотелось; и у Кроули, и у Хейндля Туз – это не первая в ряду однозначных карт, а отдельная смысловая единица.

Как уже говорилось, от Кроули не отвертишься. Но, по сравнению с Кроули, Хейндль упростил толкование Тузов.

Тузы в кроулианско-каббалистических колодах всегда олицетворяют силу, довлеющую над человеком и с ним не соизмеримую, – хоть общественную, хоть природную. Поэтому мы можем свести их в достаточно простую таблицу.

Туз Регион Сила Значение
Туз Жезлов Индия, Восток государство, землетрясения активность и самореализация
Туз Кубков Европа, Север СМИ, наводнения интуиция и творчество
Туз Мечей Египет, Юг психология, биосфера исследование, классификация
Туз Дисков Америка, Запад строительство, недра созидание, ремесло

У Хейндля Тузы не связаны с гексаграммами книги Ицзин. Гексаграммы соединены с картами от 2 до 10 каждой масти, то есть из 64 гексаграмм в колоду включено всего 36, что не совпадает ни с «Книгой 777» Алистера Кроули, ни с «Самоучителем по Таро» Хайо Банцхафа, каждый из которых по-своему привязывал эти и оставшиеся 28 гексаграмм к остальным картам – Старшим, Фигурным и Тузам. Названия Младших Арканов даны по Кроули.

Масть ЖЕЗЛОВ

Двойка Жезлов. Господство.

Гексаграмма 26. Воспитание великим (небо + гора). У Банцхафа – Старший Аркан VIII, Сила. В Колоде Райдера-Уэйта – достойное завершение начатого дела. У Кроули, как и у Хейндля, «Господство» – умение управлять собой и людьми, которые от тебя зависят. На карте изображены развалины либо пещерные скиты наподобие Петры Аравийской, убежище инакомыслящих, недаром на переднем плане вход в убежище перекрывают два скрещенных копья, чтоб никто чужой не входил.

Будь хозяином, говорит эта карта. «Благоприятен брод через великую реку». Это время собирать вещи в единое целое при помощи великой идеи… Это – великое время, которое принесет щедрые плоды.

Тройка Жезлов. Добродетель

Гексаграмма 50. Жертвенник (ветер + огонь). У Банцхафа – Х Аркан, Колесо Фортуны. В колоде Райдера-Уэйта – путешественник, дошедший до цели. У Кроули – «сила и мощь, укрепляющая свои позиции». На карте Хейндля – крушение замка, старой крепости, прежней сущности. Три копья преграждают путь: возврата к прошлому нет, спасать больше нечего. Свою жертву ты уже принес, теперь ищи и принимай новый путь, новые возможности.